Ризоматическое обучение: дидактическая «панацея» или очередной «мыльный пузырь»?

Владимир Борисович Помелов, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

доктор  педагогических  наук,  профессор,  профессор  кафедры педагогики  института  педагогики  и  психологии

Ключевые слова:

ризома, ризоматическое обучение, коннективизм, Жиль Делёз, Феликс-Пьер Гваттари, Джордж Сименс, Стивен Даунс, Т.Н. Бокова

Аннотация

         Автором ставится цель – выявить сущность и структуру
ризоматического обучения, которое подаётся в последние годы некоторыми отечественными и зарубежными теоретиками  и практиками образования как передовой и перспективный дидактический подход в обучении. В качестве задачи исследования автором выдвинута оценка возможных преимуществ и недостатков ризоматического обучения в сравнении с традиционной, существующей не одно столетие, теорией и практикой классно-урочного обучения. Для достижения цели и решения задачи исследования приводятся мнения специалистов в области обучения. В статье показаны философские истоки этого нового феномена современного образования, указаны авторы концепции ризомы (Жиль Делёз, Феликс-Пьер Гваттари), раскрыты основные характеристики ризоматического обучения. Сделан вывод о перспективах ризоматического обучения.

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-12-11

Как цитировать

1. Помелов, В. Б. Ризоматическое обучение: дидактическая «панацея» или очередной «мыльный пузырь»? / В. Б. Помелов. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. – 2025. – № 4 (10). – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/340 (дата обращения: 15.12.2025).