О составлении заданий для формирования исследовательских действий «анализ» и «аналогия» у учащихся при изучении математики

Виталина Дмитриевна Дюкина, ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

студентка 5 курса, направление подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Математика и информатика»

Ирина Николаевна Семенова, ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике

Ключевые слова:

анализ, аналогия, схемы по составлению заданий, задания для формирования исследовательского действия «анализ», задания для формирования исследовательского действия «аналогия»

Аннотация

На основе выделенных деятельностных сущностей мыслительных операций «анализ» и «аналогия» представлены идеи по формированию этих операций у школьников на внутрипредметном, межпредметном и жизненном уровнях. С учетом выделенных идей составлены четыре схемы, содержащие порядок действий для самостоятельного формулирования учителем математики заданий с целью формирования у школьников исследовательских действий «анализ» и «аналогия». В качестве иллюстрации реализации представленных в статье схем для каждой сформулированы примеры заданий, которые могут быть включены при изучении тем: «Переместительное и сочетательное свойства сложения» (5-й класс), «Арифметические действия с обыкновенными дробями» (6-й класс), «Применение букв для записи математических выражений и предложений» (6-й класс), «Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей» (8-й класс), «Линейные неравенства с одной переменной и их решение» (8-й класс) школьного курса математики.

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-10-02

Как цитировать

1. Дюкина, В. Д. О составлении заданий для формирования исследовательских действий «анализ» и «аналогия» у учащихся при изучении математики / В. Д. Дюкина, И. Н. Семенова. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. – 2025. – № 3 (9). – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/330 (дата обращения: 06.10.2025).