Особенности самосознания в подростковом возрасте

Юлия Мансуровна Едиханова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Анна Викторовна Горецкая, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

магистрант кафедры психологии развития и педагогической психологии

Ключевые слова:

самосознание, компоненты самосознания, подростковый возраст, Я-концепция

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения уровня развития самосознания в подростковом возрасте. Самосознание является сложной, комплексной, структурой личности, необходимой для интеграции компонентов Я-концепции и выделении себя в окружающем мире. Целью нашего исследования было теоретическое рассмотрение особенностей самосознания в подростковом возрасте и эмпирическое исследование уровня развития самосознания у подростков. В нашем исследовании мы придерживались взглядов И. С. Кона на структуру самосознания, которая состоит из трех компонентов: когнитивного, аффективного, поведенческого. Эмпирическое исследование проводилось на базе КГУ «Троебратская общеобразовательная школа отдела образования Узункольского района», с. Троебратское. В исследовании приняли участие 115 подростков в возрасте 12 – 17 лет, их них 62 девочки и 53 мальчика. В результате исследования было выявлено, что у большинства ренспондентов (подростков) отмечается низкий уровень развития компонентов самосознания, что обосновывает актуальность формирования самосознания в подростковом возрасте.

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-09-22

Как цитировать

1. Едиханова, Ю. М. Особенности самосознания в подростковом возрасте / Ю. М. Едиханова, А. В. Горецкая. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. – 2025. – № 3 (9). – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/323 (дата обращения: 06.10.2025).