Особенности самосознания в подростковом возрасте
Ключевые слова:
самосознание, компоненты самосознания, подростковый возраст, Я-концепцияАннотация
Статья посвящена проблеме изучения уровня развития самосознания в подростковом возрасте. Самосознание является сложной, комплексной, структурой личности, необходимой для интеграции компонентов Я-концепции и выделении себя в окружающем мире. Целью нашего исследования было теоретическое рассмотрение особенностей самосознания в подростковом возрасте и эмпирическое исследование уровня развития самосознания у подростков. В нашем исследовании мы придерживались взглядов И. С. Кона на структуру самосознания, которая состоит из трех компонентов: когнитивного, аффективного, поведенческого. Эмпирическое исследование проводилось на базе КГУ «Троебратская общеобразовательная школа отдела образования Узункольского района», с. Троебратское. В исследовании приняли участие 115 подростков в возрасте 12 – 17 лет, их них 62 девочки и 53 мальчика. В результате исследования было выявлено, что у большинства ренспондентов (подростков) отмечается низкий уровень развития компонентов самосознания, что обосновывает актуальность формирования самосознания в подростковом возрасте.