Родители как субъекты нормативных действий в нормативном дискурсе немецких начальных школ (в аспекте модальности необходимости)
Ключевые слова:
субъект нормативного действия, школьный нормативный дискурс, модальность необходимости, прескрипция, немецкий языкАннотация
В статье рассматриваются различные способы вербализации родителей учащихся как субъектов нормативного действия в нормативном дискурсе начальных школ ФРГ. С опорой на подходы функциональной грамматики к описанию реализации модальности необходимости в немецком языке выявлены определенные разноуровневые средства, маркирующие виды нормативного поведения родителей в разножанровых текстах. Показано, что участие тех или иных средств из состава функционально-семантического микрополя необходимости в нормативных текстах детерминировано выбором модели включения родителей как субъектов нормативных действий в композиционную структуру и семантическое пространство текста. Основным фактором при этом выступает установка нормоотправителей на способы вербализации взаимосвязи между учащимися, являющимися основными получателями текстов, и их родителями, вовлекаемыми в общее с детьми пространство нормативного текста. Ориентация на сохранение «детского» стиля изложения отражается в доминирующем использовании «настоящего предписания», поддерживаемого в нормативных высказываниях эгоцентрическими местоимениями. Выбор в пользу стилистически неоднородного облика текста открывает возможности для использования других языковых средств – конституентов микрополя модальной необходимости.