Родители как субъекты нормативных действий в нормативном дискурсе немецких начальных школ (в аспекте модальности необходимости)

Татьяна Михайловна Большакова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии

Ключевые слова:

субъект нормативного действия, школьный нормативный дискурс, модальность необходимости, прескрипция, немецкий язык

Аннотация

В статье рассматриваются различные способы вербализации родителей учащихся как субъектов нормативного действия в нормативном дискурсе начальных школ ФРГ. С опорой на подходы функциональной грамматики к описанию реализации модальности необходимости в немецком языке выявлены определенные разноуровневые средства, маркирующие виды нормативного поведения родителей в разножанровых текстах. Показано, что участие тех или иных средств из состава функционально-семантического микрополя необходимости в нормативных текстах детерминировано выбором модели включения родителей как субъектов нормативных действий в композиционную структуру и семантическое пространство текста. Основным фактором при этом выступает установка нормоотправителей на способы вербализации взаимосвязи между учащимися, являющимися основными получателями текстов, и их родителями, вовлекаемыми в общее с детьми пространство нормативного текста. Ориентация на сохранение «детского» стиля изложения отражается в доминирующем использовании «настоящего предписания», поддерживаемого в нормативных высказываниях  эгоцентрическими местоимениями. Выбор в пользу стилистически неоднородного облика текста открывает возможности для использования других языковых средств – конституентов микрополя модальной необходимости.

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-06-24

Как цитировать

1. Большакова, Т. М. Родители как субъекты нормативных действий в нормативном дискурсе немецких начальных школ (в аспекте модальности необходимости) / Т. М. Большакова. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. – 2025. – № 2 (8). – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/306 (дата обращения: 21.08.2025).