Логопедическая работа по формированию темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с заиканием
Ключевые слова:
заикание, темпо-ритмическая организация речи, дошкольный возраст, логоритмика, изотерапия, имаготерапия, речевые судороги, логопедическая коррекция, коммуникативное развитие, дыхательная гимнастикаАннотация
В статье рассматриваются нарушения речи у дошкольников, проявляющиеся в форме заикания. Особое внимание уделено сбоям в темпо-ритмической организации речи, которые приводят к прерывистости и потере плавности высказывания. Описаны подходы к классификации заикания, а также представлены различия между его невротической и неврозоподобной формами. Проанализированы причины, предшествующие возникновению нарушения, и факторы, непосредственно вызывающие его. Отдельно выделены особенности речевого ритма и темпа как уязвимых компонентов, влияющих на формирование речевой деятельности. В работе приведены методы логопедической коррекции, направленные на нормализацию речевой моторики и темпо-ритмической структуры речи. Рассмотрены такие приемы, как логоритмические упражнения, элементы изотерапии и имаготерапии, а также использование дыхательной и артикуляционной гимнастики. Показана эффективность комплексного подхода к коррекции заикания у детей.