Концепт «ум/умственные способности» в немецкой фразеологии

Дмитрий Константинович Ефимов, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории практики германских языков

Екатерина Сергеевна Оплетаева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

студентка 2-15м группы гуманитарного института

Ключевые слова:

концепт, фразеологизм, ум, глупость, немецкий язык

Аннотация

В статье рассматривается концепт «ум/умственные способности», репрезентированный во фразеологических единицах немецкого языка. Концептуализированные единицы рассматриваются в рамках лингвокультурологического аспекта. В данной работе были использованы следующие методы: описательный метод, метод сплошной выборки, метод семантического и компонентного анализа. Целью исследования является выявление и анализ фразеологических единиц, в составе которых зафиксирован данный концепт, а также определение метафорических моделей, лежащих в основе его осмысления. Анализ проводился на основе немецких фразеологических словарей. Также рассмотрена бинарная оппозиция «ум/глупость», которая является важной составляющей раскрытия концепта «умственные способности». В ходе исследования сделан акцент на метафорических моделях, которые составляют наибольшие группы. Сделан вывод относительно отношения немцев к умственным способностям разного проявления, отраженных во фразеологическом фонде немецкого языка, а также перспективы и научный потенциал данного исследования.

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-03-19

Как цитировать

1. Ефимов, Д. К. Концепт «ум/умственные способности» в немецкой фразеологии / Д. К. Ефимов, Е. С. Оплетаева. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. – 2025. – № 1 (7). – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/256 (дата обращения: 02.04.2025).