Формирование изобразительной деятельности у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью

Марина Николаевна Кропачева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

Яна Сергеевна Великова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

студентка 5 курса, направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дефектология»

Ключевые слова:

лёгкая умственная отсталость, младшие школьники, изобразительная деятельность, формирование, графомоторный навык

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей изобразительной деятельности у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью. Исследование было проведено среди учащихся первого класса с лёгкой умственной отсталостью (экспериментальная группа), и учащиеся без нарушений развития (контрольная группа). Обследование изобразительной деятельности проводилось по «Методике оценки графомоторных функций» (Н. Гареевой), и методике «Свободный рисунок» (И.Ю. Левченко). Результаты данного исследования показали, что у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, в отличие от детей без нарушений развития, имеются особенности в развитии изобразительной деятельности. Нарушения графомоторных навыков у этих детей обусловлены недостаточностью взаимосвязи моторных движений руки и когнитивных процессов. У детей наблюдалось большое количество ошибок, что было обусловлено нечётким анализом и контролем собственных действий, замедленностью, узостью и фрагментарностью восприятия. Выявленные особенности оказывают влияние не только на уровень изобразительной деятельности, но и на полноценное личностное развитие детей в целом.

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-03-14

Как цитировать

1. Кропачева, М. Н. Формирование изобразительной деятельности у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью / М. Н. Кропачева, Я. С. Великова. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. – 2025. – № 1 (7). – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/251 (дата обращения: 02.04.2025).