Лабораторные работы по биологии в 5 классе как один из методов формирования исследовательских компетенций учащихся
Ключевые слова:
естественнонаучная грамотность, лабораторные работы, школьная биология, компетенцииАннотация
В данной публикации рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на уровне основной школы. Авторы раскрывают понятие «естественнонаучная грамотность», описывают составляющие ее компетенции: «научное объяснение явлений», «понимание особенностей естественнонаучного исследования», «интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов». Определены учебные действия, входящие в компетенции, обозначены точки зрения разных ученых-методистов на аспекты формирования естественнонаучной грамотности школьников. В проанализированных лабораторных работах по биологии в 5 классе, предусмотренных Федеральной рабочей программой, выделены базовые исследовательские компетенции обучающихся, которые формируются в процессе выполнения рассматриваемых лабораторных работ, самостоятельных биологических наблюдений. Сделаны выводы о применении лабораторных работ как одного из активных методов формирования естественнонаучной грамотности школьников.