Особенности операций анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией
Ключевые слова:
младшие школьники, дисграфия, мыслительные операции, особенности анализа и синтеза, специфические ошибки на письмеАннотация
Статья посвящена изучению особенностей базовых мыслительных операций анализа и синтеза в процессе письма у младших школьников с дисграфией. Исследование было проведено среди школьников четвёртого класса, которые имеют нарушения письма. Цель работы – показать особенности в развитии мыслительных операций анализа и синтеза у школьников с дисграфией для последующей коррекционной работы с ними. Обследование мыслительных операций анализа и синтеза проводилось по «Методике исследования мыслительных операций у младших школьников», разработанной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Аллой Алексеевной Таракановой. Задания диагностики предлагались учащимся на основе невербальных и вербальных материалов. Результаты данного исследования особенностей мыслительных операций анализа и синтеза показали, что у младших школьников с дисграфией действительно имеются особенности в протекании мыслительных операций анализа и синтеза. Это преобладание сукцессивных процессов над симультанными, недостаточная сформированность навыка соотносить части и целое, преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим. При выполнении заданий учащимися были отмечены такие особенности, как инертность, стереотипность мышления, повышенная истощаемость, неустойчивость внимания. Выявленные особенности влияют не только на способность к правильному письму, но и на успешность школьного обучения в целом.