Влияние гаджетов на формирование читательской грамотности студентов педагогического вуза: исследовательско-методический аспект
Ключевые слова:
грамотность, читательская грамотность, студенты, гаджеты, педагогические технологииАннотация
В статье изложена актуальность проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся педагогического вуза и описано исследование вопроса влияния гаджетов на становление рассматриваемого феномена. Авторы раскрывают ключевую категорию исследования ‑ «читательская грамотность». Цель проведенного исследования заключается в изучении влияния гаджетов (а именно телефонов, планшетов, компьютеров) на читательскую грамотность студентов. Анализ читательских навыков студентов педагогического ВУЗа показал наличие ряда проблем: будущие педагоги с трудом справляются с несплошными текстами и с составными текстами, особенно если они обладают большим объемом информации; они недостаточно уверенно применяют различные стратегии чтения, которые помогают интерпретировать и обрабатывать информацию. Проанализировав результаты исследования, проведенного с целью выявления уровня влияния гаджетов на формирование читательской грамотности у будущих педагогов, авторы пришли к выводу о том, что необходимо построить траекторию решения выявленных проблемных вопросов, подобрав с этой целью педагогические технологии. Их использование позволит студентам усвоить теоретические знания (знание и понимание языка как носителя информации, знание лексико-грамматического строя, анализ и обработка информации, знание индуктивного и дедуктивного осмысления текста), практические умения и навыки (умения извлекать информацию из текста различных коммуникативных ситуаций чтения: личные письма, беллетристика, биография, смс, блоги дневникового типа), сформировать у них устойчивую внутреннюю мотивацию к чтению литературы.