Сущность психологической саморегуляции и ее роль в педагогической деятельности
Ключевые слова:
психологическая саморегуляция, психическое выгорание, неблагоприятные психические состояния, педагогическая деятельность, самоорганизацияАннотация
В данной статье представлены результаты теоретического исследования сущности психологической саморегуляции в контексте условий современной культуры. Определена связь явлений психологической саморегуляции и психического (эмоционального, профессионального) выгорания. Рассмотрены различные концепции саморегуляции, представленные в трудах ведущих ученых, практических психологов, таких, как Л.Г. Дикая, А.А. Кацеро, О.А. Конопкин и другие. Проанализирована сущность психологической саморегуляции – определение понятия, психологические механизмы, уровни саморегуляции, задачи, которые она решает, среди которых - сохранение психоэмоционального равновесия, стабильности, возврат к ресурсному состоянию психики. Раскрыт вопрос о роли психологической саморегуляции в профессиональной деятельности педагога с учетом факторов стресса. На основании проведенного исследования составлены рекомендации для педагогов по использованию методов психологической саморегуляции неблагоприятных психических состояний.