Формирование конструктивных копинг-стратегий у подростков
Ключевые слова:
копинг-стратегии, стрессовые ситуации, конструктивные стратегии, неадаптивные копинг-стратегии, подростковый возраст, формированиеАннотация
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию конструктивных копинг-стратегий у подростков (n=50). Авторами представлен анализ констатирующего эксперимента с использованием методик: опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса и С. Фолкман (адаптированному Т.А. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М.И. Паркер (адаптированной Т.А. Крюковой). Особый интерес для читателя представляет программа «Я со всем справлюсь!», задачами которой являлись: развитие у учащихся умения анализировать ситуацию, собственные ресурсы для ее решения, обучение подростков осознанию и принятию своих чувств и эмоций, овладению приемлемыми способами их выражения, формирование у подростков представления целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, формирование у подростков проблемно ориентированных стратегий. Контрольный эксперимент показал эффективность программы, которая может быть использована школьными психологами в работе с подростками.