Несобственно-прямая речь в рассказах И. А. Бунина

Надежда Михайловна Харлова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин

Ключевые слова:

чужая речь, несобственно-прямая речь (НПР), двуплановый характер НПР, структура и функции НПР

Аннотация

В статье рассматривается один из способов передачи чужой речи - несобственно-прямая речь. Материалом для исследования послужили рассказы И. А. Бунина.  Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время как в вузе, так и в средней школе активно обращаются к феномену НПР. Цель исследования: установление способов выражения несобственно-прямой речи и ее функций в рассказах И. А. Бунина. Объектом исследования являются несобственно-прямая речь в рассказах И. А. Бунина. Предмет исследования: особенности структуры и функционирования НПР в рассказах И. А. Бунина. Методы исследования: для получения эмпирических и теоретических данных использовался метод анализа теоретических и методических работ. Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована необходимость учета  роли НПР в организации художественного повествования. Теоретическая значимость определяется содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный подход к характеристике НПР как одному из способов передачи чужой речи в художественных произведениях. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования материалов данного исследования на занятиях с будущими учителями русского языка и литературы при изучении «Современного русского языка» (синтаксис сложного предложения), при изучении «Стилистики» (стилистические ресурсы синтаксиса), а также при подготовке учащихся к написанию классных и итоговых сочинений и изложений.

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-03-11

Как цитировать

1. Харлова, Н. М. Несобственно-прямая речь в рассказах И. А. Бунина / Н. М. Харлова. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. – 2024. – № 1 (3). – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/165 (дата обращения: 26.12.2024).