Творческая мастерская как один из форматов внеурочной деятельности, обеспечивающих приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности
Creative workshop as the means of extracurricular activities ensuring the familiarization of junior students with non-traditional techniques of artistic activity
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, творческая мастерская, младший школьник, нетрадиционные техники рисования, приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельностиАннотация
В статье обосновывается актуальность использования возможностей творческой мастерской как формата внеурочной деятельности и как педагогической технологии, обеспечивающей приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности. Для достижения поставленной цели авторы проводят анализ ключевых понятий исследования «нетрадиционные техники изобразительной деятельности» и «творческая мастерская». В содержание теоретического анализа проблемы также включается выделение характерных признаков и определение перечня функций, объединяющего возможности разнообразных техник нетрадиционной изобразительной деятельности. В ходе работы авторами установлено, что использование той или иной техники с детьми младшего школьного возраста предопределяется рядом факторов, среди которых факторы времени, специфики предметно-пространственной среды, цели, особенностей контингента учащихся, технологических особенностей и т.д. В рамках данной работы также было выяснено, что для обеспечения успеха работы творческой мастерской педагогу необходимо обеспечить насыщенное разнообразие сочетаний материалов, рассчитанных на выполнение различных творческих заданий и художественного экспериментирования. В связи с чем была определена совокупность соответствующих педагогических инструментов, необходимых для успешной реализации функционала указанных техник. В данную совокупность включены соответствующие методы, приемы и средства приобщения младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности. Важным аспектом, освещенным в данном исследовании, является составленная авторами характеристика требований, предъявляемых к оснащению творческой мастерской материалами и инструментами. Результаты проведенного исследования дополняют материалы научно-педагогического фонда в рассматриваемой области педагогики и методики начального образования и могут быть полезны как педагогам, реализующим указанное направление работы, таки всем интересующимися вопросами приобщения младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности.
The article substantiates the relevance of using the possibilities of the creative workshop as the means of extracurricular activities and as a pedagogical technology ensuring the familiarization of junior students with non-traditional techniques of artistic activity. The authors analyze the concepts “non-traditional techniques of visual activity” and “creative workshop”. The content of the theoretical analysis of the problem also includes the identification of characteristic features and the definition of a list of functions that combine the possibilities of various techniques of non-traditional visual activity. The authors have found that the use of a particular technique with junior students is predetermined by a number of factors including factors of time, the specifics of the subject-spatial environment, goals, features of the contingent of students, technological features, etc. It was also found out that in order to ensure the success of the creative workshop, the teacher needs to provide a rich variety of combinations of materials designed to perform various creative tasks and artistic experimentation. In this connection, a set of appropriate pedagogical tools necessary for the successful implementation of the functionality of these techniques was determined. This collection includes appropriate methods, techniques and means of introducing junior students to non-traditional techniques of artistic activity. An important aspect is the characteristic of the requirements for equipping a creative workshop with materials and tools compiled by the authors. The results of the study complement the materials of the scientific and pedagogical foundation in the field of pedagogy and methods of primary education and can be useful both to teachers implementing this area of work and to all those interested in the issues of introducing junior students to non-traditional techniques of artistic activity.