Понятие и спектр арт-технологий, реализуемых в образовательном процессе начальной школы

Ольга Николаевна Лазенюк, КГУ «Школа-гимназия № 18 ОО Костаная» Управления образования акимата Костанайской области, г. Костанай

учитель начальных классов

Наталья Сергеевна Стерхова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования

Ключевые слова:

история проблемы использования искусства для лечения людей, младший школьник, арт-технологии, реализация арт-технологий в начальной школе, виды арт-технологий в начальной школе

Аннотация

В статье актуализируется проблема использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы, обеспечивающих предупреждение и нивелирование чрезмерной загруженности учащихся, которая зачастую влечет за собой возникновение психологического дискомфорта (иногда и нервных срывов), а также снижение уровня креативности и познавательных способностей детей. Для изучения обозначенной проблемы авторы обратились к рассмотрению её истории, анализу ключевого понятия «арт-технологии» и изучения разновидностей технологий данного типа применительно к образовательному процессу начальной школы. Результаты проведённого историко-теоретического анализа показали, что использование арт-технологий в образовании производится в разных контекстах и специалистами-представителями разных отраслей: искусства, психологии, педагогики и т.д. В связи с этим была подготовлена подборка формулировок обозначенного понятия с целью последующего выделения соотвестсвующих ему признаков. Показано, что от миссии и сферы научного знания зависит цель их применения. Синтез результатов проведенного теоретического анализ позволил авторам представить понятие «арт-технологии» как группу педагогических технологий, основанных на совокупности методов, средств и приемов педагогического воздействия, нацеленных на активное развитие личности младшего школьника (эмоционального, духово-нравственного и потребностного аспектов) через творческое взаимодействие детей с разными средствами искусства. Далее авторами представлен спектр арт-технологий, используемых в образовательном процессе начальной школы, среди которых выделены: арт-музыкальная, арт-театральная, арт-ритмическая, арт-сказочная, изотехнология, арт-лепки, фототерапия, sand-art technology (арт-песочная технология) и другие. Для каждой из них составлена краткая характеристика и выявлены возможности, которыми они обладают в развитии личности младшего школьника.

Дополнительные файлы

Опубликован

2023-11-28 — Обновлена 2023-11-28

Как цитировать

1. Лазенюк, О. Н. Понятие и спектр арт-технологий, реализуемых в образовательном процессе начальной школы / О. Н. Лазенюк, Н. С. Стерхова. – Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета сетевой науч. журн. – 2023. – № 2. – URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/116 (дата обращения: 22 02 2024).