Понятие и спектр арт-технологий, реализуемых в образовательном процессе начальной школы
Ключевые слова:
история проблемы использования искусства для лечения людей, младший школьник, арт-технологии, реализация арт-технологий в начальной школе, виды арт-технологий в начальной школеАннотация
В статье актуализируется проблема использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы, обеспечивающих предупреждение и нивелирование чрезмерной загруженности учащихся, которая зачастую влечет за собой возникновение психологического дискомфорта (иногда и нервных срывов), а также снижение уровня креативности и познавательных способностей детей. Для изучения обозначенной проблемы авторы обратились к рассмотрению её истории, анализу ключевого понятия «арт-технологии» и изучения разновидностей технологий данного типа применительно к образовательному процессу начальной школы. Результаты проведённого историко-теоретического анализа показали, что использование арт-технологий в образовании производится в разных контекстах и специалистами-представителями разных отраслей: искусства, психологии, педагогики и т.д. В связи с этим была подготовлена подборка формулировок обозначенного понятия с целью последующего выделения соотвестсвующих ему признаков. Показано, что от миссии и сферы научного знания зависит цель их применения. Синтез результатов проведенного теоретического анализ позволил авторам представить понятие «арт-технологии» как группу педагогических технологий, основанных на совокупности методов, средств и приемов педагогического воздействия, нацеленных на активное развитие личности младшего школьника (эмоционального, духово-нравственного и потребностного аспектов) через творческое взаимодействие детей с разными средствами искусства. Далее авторами представлен спектр арт-технологий, используемых в образовательном процессе начальной школы, среди которых выделены: арт-музыкальная, арт-театральная, арт-ритмическая, арт-сказочная, изотехнология, арт-лепки, фототерапия, sand-art technology (арт-песочная технология) и другие. Для каждой из них составлена краткая характеристика и выявлены возможности, которыми они обладают в развитии личности младшего школьника.